МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Косовских И.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наглядная геометрия для обучающихся 5 классов г. Верхняя Салда ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ" Курс «Наглядная геометрия» опирается на практическую деятельность ребенка, связанную с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к закономерностей. Данный учебный предмет дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности. Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая. Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся. Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий. Для развития познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории геометрии. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на: создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи; формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость). развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем; формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора; подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Тематическое планирование учебного предмета «Наглядная геометрия» для 5 класса составлено на основе учебного пособия «Наглядная геометрия» авторов И.Ф.Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Планирование рассчитано на 34 часа. На изучение предмета отводится 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей); • ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках наглядной геометрии. Метапредметные образовательные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: • совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в математической деятельности; • анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия); • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; • применять приемы самоконтроля при решении геометрических задач; • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов; • самостоятельно ставить учебные цели; • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. • брать на себя инициативу в решении поставленной задачи; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей); • осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты; • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; • формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов; • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые геометрические объекты. • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • самостоятельно давать определение понятиям; • строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Предметные результаты В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум: -знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других; - изображать знакомые фигуры по их описанию; - выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах; - иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами; - измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие; - выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений; - вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы; - проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса; - пользоваться геометрической символикой; - устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название темы 1. Введение в геометрию, 4 часа. 1 Математические исследования. Количество часов Всего Контроль ные Практич еские Электронно (цифровые) образовател ьные ресурсы 0,5 2 Первые шаги в геометрии. 0,5 3 4 Простейшие геометрические фигуры. Угол. 1 0,5 https://infour ok.ru/ Виды углов. 0,5 Углы. Транспортир. Измерение 1 углов. Построение углов. 2. Фигуры на плоскости, 4 часа. 7 Конструирование на плоскости и в 1 пространстве. 5 6 8 Треугольник. Виды треугольников. 2 Треугольник. Практическая работа «Виды треугольников». Треугольник. Построение 1 треугольников. 3. Фигуры в пространстве, 4 часа. 9 1 https://infour ok.ru/ 10 11 12 Пространство и размерность. 1 Тетраэдр и его элементы. Свойства 1 тетраэдра. Куб и его свойства. Развертка куба. 2 РЭШ 4. Занимательная геометрия, 3 часа. 13 Задачи на разрезание и складывание 1 фигур. 14 Задачи на разрезание и складывание 1 фигур. Пентамино. Геометрические головоломки. Танграм. 5. Многогранники, 2 часа. 16 Правильные многогранники. Теорема Эйлера. 17 Правильные многогранники. 6. Измерение величин, 7 часов 18 Измерение длины, единицы измерения. 19 Старинные меры длины. Составление кроссворда. 15 Единицы http://www.m ath-online.com 1 РЭШ 1 1 1 1 20 Площадь. площадей. измерения 1 21 Прямоугольный параллелепипед. 1 Площадь поверхности. 22 Прямоугольный параллелепипед. 1 Объем. Единицы измерения объема. 23 Решение задач по теме «Объем 1 прямоугольного параллелепипеда. Объем куба». 24 Игры и головоломки параллелепипедом. с https://znanio .ru/ кубом, 1 http://www.m ath-online.com 7. Окружность, 4 часа 25 Кривые линии. Окружность. Радиус, 1 диаметр, хорда 26 Замечательные кривые. Кривые 1 линии. Окружность. Радиус, диаметр, хорда. 27 Окружность. Геометрические узоры. 2 Практическая работа «Геометрический орнамент». 8. Занимательная геометрия, 6 часов 1 http://rumulti k.ru/zanimate lnaya_geome triya/ 28 Топологические опыты. 29 Практическая «Топологические опыты». 30 Задачи со спичками. 1 31 Оригами. 1 32 Практическая работа «Оригами». 1 33 Зашифрованная переписка. 1 Всего: 1 работа 1 34 1 http://www.m ath-online.com 4