Рабочая программа курса Наглядная геометрия 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Косовских И.А.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наглядная геометрия
для обучающихся 5 классов

г. Верхняя Салда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ"
Курс «Наглядная геометрия» опирается на практическую деятельность ребенка,
связанную с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, рассуждений, но
присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению
несложных обоснований, к закономерностей. Данный учебный предмет дает возможность
получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших
геометрических понятий, идей, методов. Соединение этого непосредственного знания с
элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю
пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее
развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте
ребенка различные составляющие его способностей.
Программа основана на активной деятельности детей, направленной на
зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической
информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в
систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде
логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости
дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии,
начало которого было связано с практикой. Программа построена с учетом принципов
системности, научности и доступности.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач
согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития
геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают
развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую
зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким
эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного
развития человека.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их
самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент
делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и
воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были
доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что
допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или
расширение. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает
утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и
анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для развития познавательной активности и сознательности учащихся в уроки
включены сведения из истории геометрии. Материал в программе расположен с учетом
возрастных возможностей учащихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую
деятельность учащихся, направленную на:

 создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем
должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей,
методов;
 развитие пространственных представлений, образного мышления,
изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности,
умений преодолевать трудности при решении математических задач,
геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие
глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
 формирование логического и абстрактного мышления, формирование
качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность,
аккуратность, усидчивость).
 развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником,
транспортиром, циркулем;
 формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для
применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
для продолжения образования.
 развитие логического мышления, интуиции, живого воображения,
творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей,
расширение кругозора;
 подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса
геометрии средней школы.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Тематическое планирование
учебного предмета «Наглядная геометрия» для 5 класса составлено на основе учебного
пособия «Наглядная геометрия» авторов И.Ф.Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой.
Планирование рассчитано на 34 часа. На изучение предмета отводится 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая,
отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники.
Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Изображение геометрических фигур и их конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины.
Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью
транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника,
квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие
фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед,
призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур.
Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток
многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии.
Изображение симметричных фигур.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики
(происхождение геометрии из практических потребностей людей);
• ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений,
решений задач, рассматриваемых проблем.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на
уроках наглядной геометрии.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в
математической деятельности;
• анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия);
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении геометрических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
на основе имеющихся шаблонов;
• самостоятельно ставить учебные цели;
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и
символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного
языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
• брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством
учителя (с помощью родителей);
• осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на
поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия
моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить
логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать
изучаемые геометрические объекты.
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;

• самостоятельно давать определение понятиям;
• строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
Предметные результаты
В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:
-знать определения одних основных геометрических понятий и получить
представления о других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих
предметах;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через
другие;
- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в
частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи,
сводящиеся к выполнению основных построений;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов),
применяя изученные свойства и формулы;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач,
предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими
предметам
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

1. Введение в геометрию, 4 часа.
1
Математические исследования.

Количество часов
Всего
Контроль
ные

Практич
еские

Электронно
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

0,5

2

Первые шаги в геометрии.

0,5

3
4

Простейшие геометрические фигуры.
Угол.

1
0,5

https://infour
ok.ru/

Виды углов.
0,5
Углы.
Транспортир.
Измерение 1
углов. Построение углов.
2. Фигуры на плоскости, 4 часа.
7
Конструирование на плоскости и в 1
пространстве.
5
6

8

Треугольник. Виды треугольников.
2
Треугольник. Практическая работа
«Виды треугольников».

Треугольник.
Построение 1
треугольников.
3. Фигуры в пространстве, 4 часа.
9

1

https://infour
ok.ru/

10
11
12

Пространство и размерность.
1
Тетраэдр и его элементы. Свойства 1
тетраэдра.
Куб и его свойства. Развертка куба.
2

РЭШ

4. Занимательная геометрия, 3 часа.
13
Задачи на разрезание и складывание 1
фигур.
14
Задачи на разрезание и складывание 1
фигур. Пентамино.
Геометрические
головоломки.
Танграм.
5. Многогранники, 2 часа.
16
Правильные многогранники. Теорема
Эйлера.
17
Правильные многогранники.
6. Измерение величин, 7 часов
18
Измерение
длины,
единицы
измерения.
19
Старинные меры длины. Составление
кроссворда.
15

Единицы

http://www.m
ath-online.com

1
РЭШ

1
1
1
1

20

Площадь.
площадей.

измерения 1

21

Прямоугольный
параллелепипед. 1
Площадь поверхности.

22

Прямоугольный
параллелепипед. 1
Объем. Единицы измерения объема.

23

Решение задач по теме «Объем 1
прямоугольного
параллелепипеда.
Объем куба».

24

Игры и головоломки
параллелепипедом.

с

https://znanio
.ru/

кубом, 1

http://www.m
ath-online.com

7. Окружность, 4 часа
25
Кривые линии. Окружность. Радиус, 1
диаметр, хорда
26

Замечательные
кривые.
Кривые 1
линии. Окружность. Радиус, диаметр,
хорда.

27

Окружность. Геометрические узоры. 2
Практическая
работа
«Геометрический орнамент».

8. Занимательная геометрия, 6 часов

1

http://rumulti
k.ru/zanimate
lnaya_geome
triya/

28

Топологические опыты.

29

Практическая
«Топологические опыты».

30

Задачи со спичками.

1

31

Оригами.

1

32

Практическая работа «Оригами».

1

33

Зашифрованная переписка.

1

Всего:

1
работа 1

34

1
http://www.m
ath-online.com

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».