Рабочая программа курса Основы информатики 5-6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Иванова О.С.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы информатики
для обучающихся 5-6 классов

г. Верхняя Салда

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике на для обучающихся 5–6-х классов разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 30.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 программы воспитания
Содержание учебного предмета
5-й класс
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационныйпроцесс. Представление
информации. Формы представления информации. Компьютерное представление
текстовой информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды
информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры
информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять). Передача информации. Источник, информационный канал, приемник
информации. Обработка информации.
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты
персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства
ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени). Программный принцип работы компьютера. Состав и функции
программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное
программное обеспечение, системы программирования. Файл. Каталог (директория).
Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической
форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и
редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена
символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов(шрифт, размер, начертание, цвет).

Графическая информация. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс
графических редакторов. Форматы графических файлов.

6-й класс
Модуль 1. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели.
Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные
информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы.
Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:











готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).

1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;




уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.

1. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.



1. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.


1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:












осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.

1. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;


осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.


1. Экологического воспитания:







ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

1. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
 умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;









умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:






различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные:
5-й класс:
 определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые
ими функции;
 различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
 запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
 создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
 работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать
меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и
перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
 вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
 выполнять арифметические вычисления с помощью программы «Калькулятор»;
 применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;
 выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
 использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
 создавать и форматировать списки;
 создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
 создавать круговые и столбиковые диаграммы;
 применять простейший графический редактор для создания и редактирования
простых рисунков;
 использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
 осуществлять поиск информации в сети интернет с использованием простых
запросов (по одному признаку);
 ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на
главную страницу);
 соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
6-й класс:
 понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
 различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;










«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственнографической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных
областей;
сформировать начальные представления о назначении и области применения
моделей; о моделировании как методе научного познания;
научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных
информационных моделей;
познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов,
деревьев;
научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график,
диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Тематическое планирование 5 класс
№
п/
п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контроль практическ
ные
ие работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Информация вокруг нас
1.1. Компьютер - универсальное
устройство обработки данных

5

2

bosova.ru/metodist
/authors/informati
ka/3/eor5.php
uchebnik.mos.ru

1.2. Способы кодирования информации

4

2

Итого по разделу
Раздел 2. Информационные технологии
3.1. Текстовый редактор

9

bosova.ru/metodist
https://bosova.ru/
/authors/informati
metodist/authors/i
ka/3/eor5.php
nformatika/3/eor5.
uchebnik.mos.ru
php
uchebnik.mos.ru
bosova.ru/metodist
/authors/informati
ka/3/eor5.php
uchebnik.mos.ru
https://bosova.ru/
uchebnik.mos.ru
metodist/authors/i
hp
nformatika/3/eor5.

4

3

2

3.2. Графический редактор

4

2

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7
16

4
0

8

php
bosova.ru/metodist
/authors/informati
ka/3/eor5.php
uchebnik.mos.ru

Тематическое планирование 6 класс
№
п/
п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Операционная система
1.1. Основные объекты операционной
системы

Количество часов
всего контроль практическ
ные
ие работы
работы
4

2

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/eor5.
php

2

Итого по разделу
4
Раздел 2. Информационное моделирование
2.1. Объекты и системы
7

2

bosova.ru/metodist
/authors/informati
ka/3/eor6.php
uchebnik.mos.ru

2.2. Информационные модели

6

2

https://bosova.ru/
bosova.ru/metodist
metodist/authors/i
/authors/informati
nformatika/3/eor6.
ka/3/eor5.php
php
uchebnik.mos.ru

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

13
1
18

4
6

uchebnik.mos.ru
bosova.ru/metodist
/authors/informati
ka/3/eor5.php
uchebnik.mos.ru
uchebnik.mos.ru
hp


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».