МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Ивашкина Е.В. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы права для обучающихся 8 классов г. Верхняя Салда Программа реализуется для учащихся 8 класса, 1 час в неделю, всего 34 часа. Планируемые результаты изучения курса сформирует устойчивых представления о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни; сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); овладеет такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), и этическими нормами и правилами ведения диалога; выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках, и в доступной социальной практике; освоит основные принципы гуманитарного образования, интеграцию гуманитарных дисциплин, смежность понятийного аппарата; изучит обществоведческую терминологию; сможет применить знания отдельных отраслей права для решения практических задач; ознакомится с историческими предпосылками формирования норм права; приобретет актуальные знания о нормативно – правовых актах, регулирующих общественные отношения; сформирует основы правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; разовьет коммуникативные способности, прежде всего устной речи; сформирует представления о демократической системе ценностей несовершеннолетних; сможет описать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнить социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснить взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); привести примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. Учащийся овладеет (как результат применения полученных знаний в рамках данного курса и во всем образовательном процессе): навыками аналитического мышления и умением делать осознанный выбор; умением моделировать актуальные и практически значимые ситуации, разрешение которых поможет учащемуся занять определенную позицию в реальной жизни; нестандартным мышлением, креативностью и творческим подходом; социальными ценностями, способствующими преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности. знаниями понятийно-терминологической базы обществознания; умением анализировать позицию автора текста. Содержание учебного предмета Право. Гражданско-правовое общество. Нормы права. Исторические предпосылки создания норм права. Состав нормы права. Право в жизни человека. Права и обязанности как важный аспект воспитания человека и гражданина. Частное право. Публичное право. Права. Свободы. Кодексы. Государство. Признаки государства. Образование. Закон об образовании в РФ. Образование как основная составляющая процесса воспитания. Виды и формы образования. Законодательство РФ в сфере образования. Изменение отношения к уровню образования с течением времени. Доступность образования для мужчин и женщин. Значение статуса. Семья. Основные модели семей. Роль мужчины и женщины в семье в разных мировых религиях. Религия - духовно – нравственная компонента воспитания. Гендер. Стереотип. Субъект семейного права. Семейное право. Правоспособность. Дееспособность. Опекунство. Попечительство. Сирота. Детский дом. Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних. Сожительство. Брак. Свобода. Труд. Принудительный труд. КЗОТ и ТК РФ. Заработная плата. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Время труда и отдыха. Работник. Работодатель. Наниматель. Контракт. Трудовой договор. Условия заключения трудового договора. Виды работ. Виды трудового договора. Устройство на работу. Увольнение. Регулирование труда несовершеннолетних. Права собственника: владение, пользование, распоряжение. Жилищный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Налоговой кодекс РФ. Договор завещания. Договор дарения. Виды сделок с жильем. Особенности регулирования жилищных прав несовершеннолетних.Гарантии несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.Роль органов опеки и попечительства при совершении сделок с жильем при участии несовершеннолетних. Здоровье. Асоциальное поведение. Наркомания. Алкоголизм. Формирование модели ЗОЖ – приоритетное направление процесса воспитания. Уголовная ответственность. Понятие преступления. Состав преступления. Виды уголовной ответственности. Классификация преступлений. Виды ответственности. Административная ответственность. Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Виды административной ответственности. Вина. Виктимология. Жертва. Девиантное поведение. Классификация девиантного поведения. Доказательства вины. Прямые и Косвенные доказательства вины. Методы фиксации вины. Опрос. Допрос. Обвиняемый. Приговор. Вменяемость. Невменяемость. СМПЭ. СМЭ. Исследования. Криминалистика. Оборона. Пределы обороны. Умысел. Неосторожность. Аффект. Самооборона. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Общий и особый порядок рассмотрения уголовных дел. Суд присяжных заседателей. Декларация прав человека. ООН. Европейский суд по правам человека. Конвенция о правах ребенка. Виды юридической ответственности. Принцип разделения властей. Иерархия судебной власти. Права и обязанности – неизменная составляющая процесса воспитания человека и гражданина. Задержание. Доставление. Права задержанного несовершеннолетнего. Пенитенциарная система. ЦВИНП. Колония для несовершеннолетних. Образовательные учреждения закрытого типа. Отличие человека и гражданина. Признаки правового государства. Герб. Положение о Гербе РФ. Гимн. Положение о Гимне РФ. Флаг. Положение о Флаге РФ. Изучение символов государства воспитывает в учащихся чувство патриотизма и обеспечивает преемственность поколений. Взаимосвязь права с философией, политологией, социологией, обществознанием и т. д. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания Номер урока Тема урока 1. Цель изучения права. Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. 2. Основные отрасли права. Права и свободы человека. Многообразие кодексов. 3. Государственная политика в области образования. Право на образование. 4. 5. Виды и формы получения образования. Российское законодательство и реальная практика. Исторический прогресс в образовании. Доступность образования 6. Роль мужчины и женщины в обществе и семье. 7. Гендерные стереотипы в обществе Влияние гендера на выбор профессии. 8. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права 9. Содержание Количест во часов Право. Гражданско-правовое общество. Нормы права. Исторические предпосылки создания норм права. Состав нормы права. *Право в жизни человека. Права и обязанности как важный аспект воспитания человека и гражданина. 1 Частное право. Публичное право. Права. Свободы. Кодексы. Государство. Признаки государства. Образование. Закон об образовании в РФ. *Образование как основная составляющая процесса воспитания. Виды и формы образования. Законодательство РФ в сфере образования. 1 Изменение отношения к уровню образования с течением времени. Доступность образования для мужчин и женщин. Значение статуса. Семья. Основные модели семей. Роль мужчины и женщины в семье в разных мировых религиях. *Религия - духовно – нравственная компонента воспитания. Гендер. Стереотип. 1 Субъект семейного права. Семейное право. Правоспособность. Дееспособность. Опекунство и попечительство. Опекунство. Попечительство. Статус сирота. Формы воспитания. Сирота. Детский дом. СоциальноУчреждения государственного реабилитационный центр для воспитания. несовершеннолетних. 1 1 1 1 1 1 10. Г Гражданский брак и сожительство. Сожительство. Брак. «За» и «против» 11. Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Свобода. Труд. Принудительный труд. КЗОТ и ТК РФ. 12. Трудовой договор. Заработная плата. Время труда и отдыха. 13. Работник и работодатель на рынке труда. Проблема трудоустройства. 14. Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. 15. Виды сделок с жильем 16. Несовершеннолетние как собственники жилья. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Заработная плата. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Время труда и отдыха. Работник. Работодатель. Наниматель. Контракт. Трудовой договор. Условия заключения. Виды работ. Виды трудового договора. Устройство на работу. Увольнение. Регулирование труда несовершеннолетних. Права собственника: владение, пользование, распоряжение. Жилищный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Налоговой кодекс РФ. Договор завещания. Договор дарения. Виды сделок с жильем. Особенности регулирования жилищных прав несовершеннолетних. Гарантии несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Роль органов опеки и попечительства при совершении сделок с жильем при участии несовершеннолетних. Здоровье. Асоциальное поведение. Наркомания. Алкоголизм. *Формирование модели ЗОЖ – приоритетное направление процесса воспитания. 17. Путь к здоровью. Асоциальное поведение. Наркомания. Алкоголизм 18. 1 1 1 1 1 1 Уголовная ответственность. 19. 1 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Уголовная ответственность. Понятие преступление. Состав преступления. Виды уголовной ответственности. Классификация преступлений. Виды ответственности. 1 Понятие тяжести преступления. 20. Административная ответственность. Возраст, с которого наступает административная ответственность. 21. Понятие вины. Виктимология – наука о жертве правонарушений. 22. Типы личностей с деструкдивным, девиантным поведением. 23. П Презумпция невиновности Административная ответственность. Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Виды административной ответственности. Вина. Виктимология Жертва. . 1 Девиантное поведение. Классификация девиантного поведения. Доказательства вины. Прямые и Косвенные доказательства вины. Методы фиксации вины. Опрос. Допрос. Обвиняемый. Приговор. Вменяемость. Невменяемость. СМПЭ. 1 24. Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. 25. Судебно- медицинская экспертиза. СМЭ. Значение в раскрытии Исследования. Криминалистика. преступлений. 26. Необходимая оборона и ее пределы. Умысел. Преступление по неосторожности. Юридическая ответственность. 27. 28. Виды судебного производства. Всеобщая декларация прав человека. Оборона. Пределы обороны. Умысел. Неосторожность. Аффект. Самооборона. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Общий и особый порядок рассмотрения уголовных дел. Суд присяжных заседателей. Декларация прав человека. ООН. Европейский суд по правам человека Конвенция о правах ребенка. Виды юридической ответственности. 29. Конвенция о правах ребенка. Многообразие видов юридической ответственности. 30. Организация правосудия в нашей Принцип разделения властей. стране. Права и обязанности Иерархия судебной власти. несовершеннолетних * Права и обязанности – неизменная составляющая процесса воспитания человека и гражданина 1 1 1 1 1 1 1 1 31. Права задержанного Задержание. Доставление. несовершеннолетнего. Права задержанного несовершеннолетнего. 1 32. Виды учреждений несовершеннолетних правонарушителей. 1 33. Правовой России. 1 34. Государственные символы России статус для Пенитенциарная система. . ЦВИНП. Колония для несовершеннолетних. Образовательные учреждения закрытого типа. гражданина Отличие человека и гражданина. Признаки правового государства. Герб. Положение о Гербе РФ. Гимн. Положение о Гимне РФ. Флаг.Положение о Флаге РФ * Изучение символов государства воспитывает в учащихся чувство патроитизма и обеспечивает преемственность поколений. 1